Условия заключения договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств
Учет, налоги, право,
31 мая 2003 г.
Не застрахуешь — не поедешь!
766 просмотров
Совсем немного времени — чуть больше месяца осталось до дня, когда все владельцы транспортных средств (в том числе и организации) обязаны будут застраховать риск своей гражданской ответственности. Выгоды от этого нововведения просматриваются весьма туманно, зато проблемы и «головная боль» — более чем ясно. Без полиса обязательного страхования нельзя будет регистрировать и эксплуатировать автомобиль, полис станет документом, который всегда должен быть у водителя. Да и расходы на такое страхование, согласно утвержденным на днях тарифам страховых взносов, получаются немаленькие. К примеру, в Рязани организации, которой принадлежит «девятка», надо будет заплатить больше 3 тыс. рублей. Так что бухгалтеру надо заранее запланировать эти затраты, особенно если у организации несколько автомобилей. И еще надо четко знать, кто должен страховать, что именно подлежит страхованию, каков размер тарифа, какие условия должны быть в договоре, какие есть ограничения и как правильно посчитать сумму выплаты.
Федеральный закон от 25.04.02 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее — Закон о страховании гражданской ответственности) принят больше года назад, но вводится в действие он с 1 июля 2003 года. И буквально недавно — 7 мая сего года — Правительство РФ приняло постановления, без которых было бы весьма затруднительно применять этот закон. А именно, правительство утвердило страховые тарифы и правила обязательного страхования. Эти документы также вступают в силу с 1 июля 2003 года.
Транспортные средства Ответ на вопрос, владельцы каких именно транспортных средств должны будут застраховать свою гражданскую ответственность, прост: почти всех! "Почти" — потому что есть и исключения. Начнем с того, что признается транспортным средством для целей страхования. Это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». Обратите внимание, что к транспортным средствам также отнесен «прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством». Поэтому владельцам всех выше обозначенных устройств, а также прицепов придется озаботиться страхованием своей гражданской ответственности. Иначе они просто не смогут передвигаться по дорогам — ведь, согласно пункту 3 статьи 32 закона о страховании гражданской ответственности, на территории России запрещено использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. И в отношении таких транспортных средств не будут проводить техосмотр, а также регистрацию. Правда, административная ответственность (штраф до 8 МРОТ) за отсутствие полиса обязательного страхования будет применяться только с 1 января 2004 года (Федеральный закон от 25.04.02 № 41-ФЗ). Однако, как мы уже сказали, есть и исключения. Так, не надо будет страховать гражданскую ответственность владельцам тех транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч, и тех, на которых по их техническим характеристикам не распространяется законодательство РФ о допуске к участию в дорожном движении. Сюда же относятся те транспортные средства, которые находятся в распоряжении Вооруженных Сил РФ (кроме транспорта, используемого для хозяйственной деятельности Вооруженных Сил). И не надо будет страховать гражданскую ответственность владельцам тех транспортных средств, которые зарегистрированы в иностранных государствах, если на них уже есть страховка, полученная в рамках международных систем обязательного страхования, где участвует Россия.
А ты владелец? Страховать транспортные средства обязаны их владельцы — за свой счет. Кто такие владельцы для целей обязательного страхования? Это собственники транспортных средств, лица, владеющие ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (например, аренда, доверенность на право управления). Вместе с тем не являются владельцами лица, которые управляют транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с владельцем. Таким образом, когда, например, автомобиль принадлежит организации и им управляет работник этой организации, то владельцем и соответственно страхователем этой машины будет сама организация. Кроме того, согласно пункту 4 статьи 4 закона о страховании гражданской ответственности, обязанность по страхованию не распространяется на того владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован иным лицом (страхователем). Поясним эту норму на примере. Собственник автомобиля выдал доверенность на управление другому лицу. Формально и собственник, и это «другое лицо» являются владельцами. В такой ситуации, если собственник застраховал ответственность, гражданин, управляющий автомобилем по доверенности, уже не должен получать полис. И соответственно наоборот.
Документы Чтобы застраховать свою гражданскую ответственность, надо заключить договор со страховой компанией, имеющей лицензию на такой вид страхования (об условиях договора и порядке его заключения см. ниже статью «Договор страхования»). Заметим, что договор обязательного страхования надо будет оформить, даже если владелец уже застраховал свою ответственность в добровольном порядке. Ведь без «обязательного» полиса эксплуатировать автомобиль запрещено. После уплаты страховой премии (суммы, которую владелец должен заплатить по договору) страхователю выдадут страховой полис, где будет в том числе указано эксплуатируемое транспортное средство и (или) прицеп. Кстати, полис является бланком строгой отчетности и имеет единую форму на территории всей России. Одновременно с полисом страхователю бесплатно выдадут специальный знак государственного образца, который надо будет закрепить в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля (подп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 07.05.03 № 265).
А.Н.КИМ, юрист
Вся пресса за 31 мая 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Учет и отчетность, Страховое право, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|